Аюрведа: основные концепции

Среди современных теорий о здоровье и методах его поддержания не существует более древних, чем Аюрведа. Мы помним, что согласно Чараке: “Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, как следует подходить к жизни вообще”.
В древности возрастом называли промежуток от рождения до смерти, а Аюрведа являлась знанием законов, определяющих жизнь в целом, независимо от того, где живет человек, какого образа жизни он придерживается, каким традициям он следует. Законы, лежащие в основе Аюрведы, неизменны. Аюрведа всегда может объяснить изменения, происходящие в человеке с возрастом, потому что это знание законов материального мира, влияющих с разных сторон на жизнь, на её продолжительность и на удовлетворенность ею человека. Рано или поздно человек задает вопрос о цели жизни. Неужели это только еда и сон, работа и дети, желания и страдания, за которыми следуют болезни? Как только человек задает себе эти вопросы, Аюрведа превращается для него в философию, в любовь к истине, в нечто большее, чем поддержание тела в здоровом состоянии.
Аюрведа - гораздо раньше чем ее основные законы были зафиксированы в древнейших трактатах - была наукой о том, как истина проявляется в жизни. Живая и неживая природа являются частями Вселенной. Во взаимодействии со Вселенной человек рождается, живет и старится. За многие тысячи лет своего существования человечество поняло некоторые законы природы и научилось достаточно варварски ее изменять, делая более комфортной для себя, но сам человек изменился мало. Аюрведа же как раньше, так и теперь говорит о том, как может человек жить в согласии с законами Вселенной.
На санскрите здоровье обозначается словом СВАСТХА СВА - обозначает “Я”, а СТХА - “Укорененность”. Чтобы человек был здоров, его тело должно находиться в гармонии с природой, его интеллект - в гармонии с обществом или социальной группой, в которой он живет. “Я” - это сила личностности, выделяющая человека из ему подобных. "Я - здоров, когда это тело послушно и не беспокоит меня. Я - здоров, когда воспринимаю и запоминаю события в окружающем мире, а интеллект оценивает их так же, как и дорогие мне люди. Состояние здоровья неотделимо от счастья. Я буду всегда здоров, если пойму в чем счастье моей жизни. Я - здоров, пока укоренен в своей душе".
Жизнь - это больше, чем тело и ум. Жизнь в теле продолжается, когда человек находится без сознания, а человек остается человеком и тогда, когда его тело парализовано. Внутренняя сущность человека проявляется тогда, когда нет времени рассуждать, когда нужно поступать в согласии с обретенным опытом и нравственными качествами, когда на первый план выходят истинные убеждения и душевный порыв. Только настоящее дело, которое выполняют с увлечением, позволяет наслаждаться жизнью, осознавая, что цель бытия вплетается в живой ковер Вселенной.
Для сохранения здоровья тела следует:
• поддерживать способности организма к саморегуляции и адаптации к действию внешних факторов (обеспечение динамического равновесия систем физиологического и генетического гомеостаза);
• обеспечить гармоничное течение процессов снабжения тканей тела энергией;
• обеспечить пропорциональное развитие и регенерацию семи тканей тела.
Для сохранения здоровья разума следует:
• поддерживать равновесие в нейроэндокринной системе регуляции, избегать избыточного контакта органов чувств с внешними объектами;
• выбирать пищу, благоприятную для развития интеллекта и способствующую концентрации внимания;
• формировать свой круг общения, соответствующий уровню интеллекта и самоосознания.
Для сохранения здоровья души следует:
• поступать в соответствии с интуитивными побуждениями, при необходимости учитывая интересы своей социальной группы;
• поддерживать здоровье тела и разума, ограничивать их стремление получать наслаждение от заведомо вредной пищи и занятий, пристрастий и зависимостей;
• использовать возможности интеллекта для совершенствования жизни по законам Вселенной.
Зачем человек живет, в чем ценность его жизни? И если человек решает для себя, что жизнь его представляет ценность и для него самого, и для окружающего бытия, то благодаря каким действиям он может жить правильно и в здоровом теле? Этот раздел вкратце опишет те философские основы и концепции, которые сформировались в незапамятные времена и обрели определенную форму в современном мире.

 

Этот раздел представляет собой краткое изложение концепций Аюрведы так, как их принято воспринимать на Западе. Они дают мало философских основ, но преподносят базовый понятийный аппарат и некие ориентировочные рекомендации. В основе раздела - калька с одного из самых подробных американских интернет-ресурсов.

Основные положения - Теория тридоша
Режим дня и питания - Диета - Диагностика и терапия


© Юлия Сорокина, 2004-2005
Любое копирование и цитирование материалов - пожалуйста, со ссылкой на сайт.
Уважаемые господа, автор сайта не является врачом, не практикует, не консультирует, не рекомендует препаратов и не продает их. Пожалуйста, не обращайтесь с этими вопросами.


Об Аштанга Хридая самхите
 • О Сушрута самхите
 • О Бхавапракаша самхите

контактные адреса:
charaka@inbox.ru
dhanvantari@bk.ru


Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
Хостинг от uCoz