Три
доши (основные физические энергии) – это первичные
и основные факторы человеческого тела, которые управляют
всей нашей физической структурой и её функционированием.
Образованные из панчамахабхут доши
– которые, как и первоэлементы, не могут быть обнаружены
нашими чувствами непосредственно, а только по проявлениям
их качеств – являются комбинацией двух из пяти бхут
с преобладанием какого-то одного из них. Называемые в санскрите
вата, питта
и капха, эти
три базовые энергии ответственны за все физиологические
и психологические процессы, происходящие внутри тела и ума,
являясь теми динамическими силами, которые определяют рост
и упадок человеческого существа. Следовательно, все физические
характеристики, умственные способности и эмоциональные тенденции
человека можно объяснить в терминах трёх дош, или
тридоши.
Например,
большинство физических явлений, приписываемых современной
физиологией нервной системе, может быть отождествлено с
ватой. В равной мере весь химический процесс, происходящий
в человеческом теле, может быть отнесён к питте,
включая ферменты, гормоны и всю пищеварительную систему.
А деятельность скелетных и анаболических (ассимиляционных)
систем и фактически всей физической оболочки в целом может
рассматриваться как капха.
Вата
(Воздух
и пространство)
|
Питта
(Огонь
и вода)
|
Капха
(Вода
и земля)
|
Лёгкая
|
Лёгкая
|
Тяжёлая
|
Холодная
|
Горячая
|
Холодная
|
Сухая
|
Маслянистая
|
Маслянистая
|
Грубая
|
Острая
|
Медленная
|
Тонкая
|
Жидкая
|
Слизистая
|
Подвижная
|
Кислая
|
Плотная
|
Прозрачная
|
Острая
(едкая)
|
Мягкая
|
Рассеивающаяся
|
Колеблющаяся
|
Вяжущая
|
Таким
образом, каждая доша разделяет каждое своё качество
с другой дошей (хотя при этом остаются небольшие
различия в природе разделяемого качества), в то время как
остающаяся третья доша обладает противоположным качеством.
Кроме того, каждая обладает присущей ей способностью регулировать
и балансировать себя, и эта способность обеспечивается антагонистическими
качествами, обусловленными составными элементами этих дош.
Когда
доши сбалансированы, то есть находятся в состоянии равновесия,
со здоровьем всё в порядке. Великий мудрец Чарака сказал:
"Вата, питта
и капха поддерживают целостность живого человеческого
организма в его нормальном состоянии и сочетаются друг с
другом таким образом, чтобы делать человека цельным существом
с его обладающими силой индриями (органами чувств),
хорошим цветом кожи и несомненным долголетием". Болезнь
возникает только тогда, когда имеется дисбаланс трёх дош.
И поскольку именно самая сильная доша обычно имеет
наибольшую тенденцию к увеличению, человек наиболее восприимчив
к болезням, связанным с увеличением его самой сильной доши.
Три
доши – это силы, а не вещества. Капха – это
не слизь; это сила, которая заставляет слизь возникать.
Подобным образом питта – это не жёлчь; но именно
она обусловливает порождение жёлчи. Слово "доша"
буквально означает "ошибка" или "в неисправном состоянии",
поскольку доши указывают те ошибочные направления,
которые могут вести систему к потере баланса.
В
равной мере важно понять, что три доши внутри любого
человека постоянно изменяются из-за связанных с качествами
дош определённого образа жизни и окружающей среды,
таких как время и сезон года. Также важно понять, что эти
три доши – это не отдельные энергии, а различные
аспекты одной и той же энергии, представленные вместе в
бесконечном разнообразии комбинаций, где их качества перекрываются
и находятся во взаимосвязи.
Однако
в аюрведе рассматриваются только три типа конституции –
в монотипах, когда преобладает только одна доша,
в двойственных типах, когда две доши имеют примерно
равную силу, и, в очень редких случаях, обнаруживается третий
тип конституции, когда все три доши одинаково сильны. В
рамках этой широкой классификации в первой категории находятся
различные подтипы, которые перечислены ниже для более лёгкого
рассмотрения.
Три
гуны
Так
же как доши являются компонентами, присущими
телу, три гуны
– саттва,
раджас
и тамас
– являются тремя компонентами или энергиями, присущими уму.
В аюрведе приводится различное описание людей в зависимости
от их манаса (умственной, психологической)
пракрити (природы, конституции). Определяемые
генетически, эти психологические характеристики зависят
от долевого доминирования трёх гун.
Хотя
всем индивидуумам в той или иной мере присущи все три гуны,
преобладающая гуна определяет манаса пракрити
индивидуума. Когда три гуны сбалансированы, они поддерживают
ум (и косвенно тело), удерживая его в здоровом состоянии.
Любое нарушение этого равновесия приводит к различным типам
умственных расстройств.
Саттва
характеризуется лёгкостью, сознательностью, радостью и ясностью,
являясь чистой и свободной от болезней; ей не свойственна
тревожность. Она активизирует чувства и ответственна за
восприятие знания. Раджас, наиболее активная из гун,
характеризуется движением и возбуждением. Всё вожделение,
все желания, амбиции и суетная озабоченность – результат
раджаса.
Тамас
характеризуется инертностью и торможением. Он вызывает нарушения
в процессе восприятия и деятельности ума. Заблуждение, ложное
знание, лень, апатия, сон и сонливость обусловливаются тамасом.
Раджас
и тамас, как и в случае с дошами, могут быть
разбалансированы стрессом и негативными желаниями, такими
как кама (вожделение), иршья
(злоба), моха (заблуждение и обман чувств),
лобха (жадность), чинта (беспокойство),
бхая (страх) и кродха (гнев).
Каждый из этих трёх типов гун также включает в себя подтипы,
и тот конкретный подтип, к которому относится человек, определяет
качества этого индивидуума.
Саттвичные
индивидуумы обычно обладают благородным и духовным характером,
их природа определяется как типом тела, так и их созвездием,
и они имеют дошу (элемент) капхи
в своей конституции.
Подтипы
саттвичных качеств
|
Брахма
|
Свободный от страсти,
гнева, жадности, невежества и ревности, обладающий
знанием и способностью к проницательности.
|
|
Арса
|
Превосходная память,
чистота, любовь и самоконтроль, превосходная интеллектуальная
структура ума, свободный от гордости, эго, невежества,
жадности и гнева. Обладание способностью к пониманию
и прочному запоминанию.
|
Индра
|
Посвящает себя изучению
священных книг, ритуалов, обрядов, благотворительности,
является прозорливым и смелым. Властные поведение
и речь. Способный совершать священные ритуалы.
|
Ямья
|
Свободный от низких
и конфликтных желаний и действий. Обладает инициативой,
превосходной памятью и лидерством. Свобода от эмоциональных
пут, ненависти, невежество и зависти. Способность
к своевременным действиям.
|
Варуна
|
Свобода от низких действий.
Проявление эмоций в надлежащем месте. Соблюдение
религиозных правил.
|
Кубера
|
Храбрость, терпимость
и ненависть к нечистым мыслям. Расположенность к
добродетельным действиям и чистота. Наслаждается
отдыхом.
|
Гандхарва
|
Владение богатством,
слугами и роскошью. Эксперт в ндами и цветами. Полон
страсти. поэзии,
историях и эпосах. Пристрастие к танцу, пению и
музыке. Наслаждается духами, гирля
|
Питта
доминирует у раджасичных
людей, интеллектуально ориентированных, но уязвимых к искушениям;
очень мирских по своему характеру и в подходе к жизни.
Подтипы
раджасичных качеств
|
Асура
|
Потакание
самовосхвалению, храбрость, жестокость, зависть
и безжалостность. Устрашающая внешность.
|
|
Ракшаса
|
Чрезмерный
сон и леность. Завистливый нрав. Постоянный гнев,
нетерпимость и жестокое поведение. Чревоугодничество.
|
Пишала
|
Привычка
к неопрятности. Трусливый, с устрашающим нравом.
Чревоугодничество. Пристрастие к противоположному
полу. Неправильная диета и режим.
|
Сарпа
(змея)
|
Раздражительность.
Чрезмерная леность. Зачастую боязливый нрав. Храброе
или трусливое отношение в зависимости от ситуаций.
|
Прета
|
Чревоугодничество.
Завистливый нрав. Чрезмерная жадность и необдуманные
действия без проницательности.
|
Сакуна
|
Полный
страсти. Нерешительность, жестокость и чревоугодничество.
|
Доминирование
ваты
приводит к тому, что тамасичные
индивидуумы являются наиболее приземлёнными и обеспокоенными
основными вопросами практического существования, особенно
склонными к материи, когда они оказываются перед выбором
между ней и более духовными и менее физическими вопросами.
Подтипы
тамасичных качеств
|
Пасава
|
Недостаток разумности,
отталкивающие нравы, завистливая природа. Чрезмерное
потакание сексу и сну.
|
|
Матсья (рыба)
|
Нерешительность, постоянная
страсть и трусость. Чрезмерное желание пить воду.
|
Ванаспатья
|
Леность. Чревоугодничество.
Недостаток интеллектуальных способностей
|
Агни
Будучи
биологическим огнём, который управляет метаболизмом (обменом
веществ), агни включает в себя все изменения
в теле и уме на всех планах – от плотного к более тонким.
К таким изменениям относятся переваривание и усваивание
пищи, клеточные преобразования, ассимиляция чувственных
ощущений и умственные и эмоциональные переживания. Таким
образом, агни охватывает все последовательности химических
взаимодействий и изменений в теле и уме. Пищеварительные
способности связаны с силой агни.
Агни
и питта имеют тесную связь. В то время как
они оба – горячие и лёгкие, агни является тонким
и сухим. Содержащаяся в питте тепловая энергия, которая
оказывает помощь в переваривании пищи – это агни.
Таким образом, питта – хранитель содержащегося в
ней агни. Агни кислый по своей природе и стимулирует
пищеварение. Он тонким образом связан с движением ваты.
Агни присутствует в каждой ткани и клетке и необходим
для обеспечения питания и поддержания аутоиммунного механизма,
уничтожая микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины
в желудке и кишечнике.
По
этой причине сбалансированный агни жизненно необходим
для обеспечения здоровья. Способность тела сопротивляться
болезни, а также физическая сила, непосредственно связаны
с его тепловой энергией, определяющей метаболические процессы
тела. Расстройства агни обычно являются главными
причинами болезней.
Согласно
аюрведе имеется тринадцать типов агни в теле
и уме, соответствующие различным осуществляемым превращениям
и преобразованиям. Наиболее важный из них – джатхарагни,
желудочный огонь, ответственный за переваривание пищи, подвергнувшейся
воздействию соляной кислоты в желудке и способствующих пищеварению
ферментов и соков, выделяющихся в желудке, двенадцатиперстной
и тонкой кишке. Если пищеварительный агни слаб и
его способности ухудшены, то может испытываться боль, дискомфорт
или чувство тяжести, а также могут иметь место газы, запор
или жидкий стул.
Дхату
Сапта (семь) элементов дхату
(тканей) формируют структуры тела, обеспечивающие средства
питания и роста, осуществляя поддержку как тела, так и ума.
Раса
(жидкая) дхату получается из перевариваемой пищи.
Она питает все ткани и клетки тела и аналогична плазме.
Ракта
(кровяная) дхату считается основой жизни. Она аналогична
циркулирующим клеткам крови и не только питает ткани тела,
но и обеспечивает физическую силу и живость телу.
Масма
дхату – это мускульная ткань, и её главная функция –
обеспечивать физическую силу и поддержку меда дхату.
Меда
(жировая) дхату состоит из жировой ткани, обеспечивающей
поддержку ашти дхату. Также меда дхату обеспечивает
тело смазкой.
Ашти
дхату включает в себя ткани костей, включая хрящи, и
её главная функция – осуществление непосредственной поддержки
маджджа дхату и обеспечение поддержки масма дхату.
Маджджа
дхату относится к жёлтой и красной тканям костного мозга,
и её главная функция – заполнять ашти (кость)
и поставлять телу олеат (масляную кислоту).
Шукрадхату
относится к репродуктивной ткани, и её главная цель состоит
в том, чтобы способствовать воспроизводству и усиливать
тело.
Так
как дхату поддерживают друг друга и получают энергию
друг от друга, нарушение любой из них оказывает влияние
и на другие дхату. Например, вмешательство в производство
плазмы влияет на качество крови, которая в свою очередь
влияет на мускульную систему. Каждый тип ткани имеет свой
собственный агни, который определяет метаболические
изменения в тканях и формирует побочные продукты, которые
либо используются в теле, либо выводятся из него. Например,
менструации – побочный продукт расы. Ткани также
управляются тремя дошами, и любой дисбаланс в них также
вызывает дисбаланс и в дхату. Поэтому тяжёлые месячные
также могут быть вызваны влиянием избытка капхи на
плазму.
Малы
Малы
– это различные отходы дхату, производимые в ходе
нормального процесса обмена веществ (метаболизма). Три первичные
малы – это пуриса (фекалии), мутра
(моча) и сведа (пот). В аюрведе утверждается,
что только сбалансированное состояние дош, дхату
и мал – это арогья (хорошее здоровье,
или же состояние, свободное от болезней), и что их дисбаланс
– причина плохого здоровья или болезни.
Пуриса
– это отходы, образующиеся после того, как питательные вещества
перевариваемой пищи были поглощены в тонкой кишке. В то
время как вода и соль поглощаются в толстой кишке, остаток
превращается в твёрдые фекалии и выводится из тела. Консистенция
фекалий зависит как от моторики желудочно-кишечного тракта,
так и от характера диеты.
Три
доши должны быть сбалансированы для обеспечения
нормального вывода фекалий. Питта и капха
помогают пищеварению, а вата управляет моторикой
всего процесса. Любое несоответствие или дисбаланс между
дошами может вести к различным болевым симптомам
или ощущению тяжести в брюшной области, метеоризму, запору
или диарее. Также это может вызывать такие болезни, как
ревматический полиартрит, остеоартрит, боль в нижней части
спины, астму, бронхит, а также язву желудка и раздражение
кишечника.
Мутра
образуется в ходе биологических процессов, протекающих в
человеческом теле. Первая стадия формирования мочи начинается
в толстой кишке, где жидкости впитываются в организм. Вся
мочевая система (почки, мочевой пузырь и уретра) принимает
участие в формировании и удалении мочи, регулируя баланс
жидкости в нашем теле, а также поддерживая давление крови.
Любое дисбаланс количества мочи может привести к таким болезням,
как почечные камни, инфекция мочевых путей, воспаление мочевого
пузыря (цистит), брюшная боль и болезни мочевого пузыря.
Сведа
– третья первичная мала, и она возникает как отход
в ходе синтеза меда дхату (жировой ткани).
Выводимая через поры кожи, она управляет температурой тела
и помогает регулировать электролитический баланс. Каналы,
ответственные за перенос пота к поверхности кожи, известны
как сведа ваха сроты. Формирование и выведение
пота должно осуществляться нормальным образом, иначе это
может вести к появлению кожных инфекций, ощущениям зуда
и жжения на теле, нарушении баланса жидкости и изменении
температуры тела.
Сбалансированные
доши (темпераменты), здоровый агни, хорошее
состояние тканей и конечных продуктов их метаболизма (обмена
веществ) ведёт к сбалансированному состоянию чувств, ума
и духа, а это, в свою очередь, обеспечивает хорошее здоровье.
|
|