О любви и истине - или любить вечно
Что значит Чарака в наши дни
Статья о Чарака самхите
Комментарии на Чарака самхиту
Свабхава парамвада - или Философия Аюрведы


Сайт об Аштанга Хридая самхите

Сайт о Бхавапракаша самхите


Из скольких частей состоит Человек? Откуда причина Человека? Каков Человека источник?
Кто он — незнающий или знающий? Вечный или невечный? И каков Человека признак?

Знать природу болезней во всех аспектах и уметь избавить человека от страданий -
Это исцеление целителя. Не врач хозяин жизни.

Каков человека источник?:)

Владыка Брахма, явив в своем сознании науку жизни, обучил ей Дакшу, а тот передал ее близнецам Ашвинам, которые в свою очередь обучили ей Индру, царя богов. Когда люди начали страдать от болезней, великие мудрецы мира собрались на склонах Гималаев и решили научиться Аюрведе у Индры, чтобы передать эту науку миру для блага живых существ. Мудрец Бхарадвадж, один из собравшихся, решился осуществить это, достиг обители Индры, был обучен им, вернулся на землю и передал это учение остальным мудрецам. Пунарвасу Атрея, сын мудреца Атри, передал учение Аюрведы шести ученикам, которых звали Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат и преподнес его своему учителю и собранию мудрецов. Трактат Агнивеши был признан лучшим, и это писание распространилось в мире. (Чарака - самхита. Сутрастхана.Глава 1.)
С тех пор как все это произошло, прошло много тысячелетий. Приходили и уходили великие учителя и их не менее великие ученики, и передавали знание по цепи ученической преемственности - сначала из уст в уста, затем - записывая, потому что память людская слабела. Многие составили прославленные трактаты, оставшиеся в веках, многие были стерты временем. И приходили менее великие учителя и менее великие ученики, и пытались внести "свой" вклад в науку исцеления. И знание нередко искажалось и терялось. Но как говорил Чарака, "не было времени, когда бы не существовала Аюрведа", и XX и XIX века оказались не только веками техногенного развития, но и временем поиска тех корней, без возвращения к которым невозможно найти выход из накопившихся проблем. Аюрведа - наука универсальная, а западный мир стремится к универсальности и упрощению. Этой наукой можно пользоваться и без знания философии. Тогда зачем нам Чарака? Зачем нам эти сложные, применимые к своему времени и культуре тексты, зачем непростые шлоки, требующие погружения и определенной расшифровки. "Мы живем совсем в другом мире" - скажут многие наши современники.
Заблудившись в лесу, вы можете найти верный путь, сориентировавшись по солнцу. Но гораздо надежнее захватить с собой компас: ведь солнце может быть скрыто густыми облаками. Удивительно то, что в Аюрведе этот компас не был утрачен. Времена меняются, полюса смещаются, старые знания обретают новую жизнь и новый облик, но мы все еще можем увидеть и понять ту основу, ту почву, из которой выросли эти знания. Пытаться ли увидеть эту почву - это все тот же вопрос личного нравственного выбора.

на главную страницу

© Юлия Сорокина, 2004-2005
Любое копирование и цитирование - пожалуйста, со ссылкой на сайт.
Уважаемые господа, автор сайта - культуролог; она не является врачом, не практикует, не консультирует, не рекомендует препаратов и не продает их. Пожалуйста, не обращайтесь с этими вопросами.

Rambler's Top100

Хостинг от uCoz