Из
скольких частей состоит Человек? Откуда причина Человека? Каков
Человека источник?
Кто он — незнающий или знающий? Вечный или невечный? И каков Человека
признак?
Знать
природу болезней во всех аспектах и уметь избавить человека от страданий
-
Это исцеление целителя. Не врач хозяин жизни.
Владыка
Брахма, явив в своем сознании науку жизни, обучил ей Дакшу,
а тот передал ее близнецам Ашвинам, которые в свою очередь обучили
ей Индру, царя богов. Когда люди начали страдать от болезней,
великие мудрецы мира собрались на склонах Гималаев и решили научиться
Аюрведе у Индры, чтобы передать эту науку миру для блага живых
существ. Мудрец Бхарадвадж, один из собравшихся, решился осуществить
это, достиг обители Индры, был обучен им, вернулся на землю и
передал это учение остальным мудрецам. Пунарвасу Атрея, сын мудреца
Атри, передал учение Аюрведы шести ученикам, которых звали Агнивеша,
Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них
составил свой трактат и преподнес его своему учителю и собранию
мудрецов. Трактат Агнивеши был признан лучшим, и это писание распространилось
в мире.(Чарака
- самхита. Сутрастхана.Глава 1.)
С
тех пор как все это произошло, прошло много тысячелетий. Приходили
и уходили великие учителя и их не менее великие ученики, и передавали
знание по цепи ученической преемственности - сначала из уст в
уста, затем - записывая, потому что память людская слабела. Многие
составили прославленные трактаты, оставшиеся в веках, многие были
стерты временем. И приходили менее великие учителя и менее великие
ученики, и пытались внести "свой" вклад в науку исцеления.
И знание нередко искажалось и терялось. Но как говорил Чарака,
"не было времени, когда бы не существовала Аюрведа",
и XX и XIX века оказались не только веками техногенного развития,
но и временем поиска тех корней, без возвращения к которым невозможно
найти выход из накопившихся проблем. Аюрведа - наука универсальная,
а западный мир стремится к универсальности и упрощению. Этой наукой
можно пользоваться и без знания философии. Тогда зачем нам Чарака?
Зачем нам эти сложные, применимые к своему времени и культуре
тексты, зачем непростые шлоки, требующие погружения и
определенной расшифровки. "Мы живем совсем в другом мире"
- скажут многие наши современники.
Заблудившись в лесу, вы можете найти верный путь, сориентировавшись
по солнцу. Но гораздо надежнее захватить с собой компас: ведь
солнце может быть скрыто густыми облаками. Удивительно то, что
в Аюрведе этот компас не был утрачен. Времена меняются, полюса
смещаются, старые знания обретают новую жизнь и новый облик, но
мы все еще можем увидеть и понять ту основу, ту почву, из которой
выросли эти знания. Пытаться ли увидеть эту почву - это все тот
же вопрос личного нравственного выбора.