Обряд посвящения ученика у Чараки
Статья о традиции обучения
Чжуд Ши о качествах лекаря
Цель врача в аюрведической традиции



 

Наша жесткая кожа
(или что важнее - размышлять или делать)

Есть знание теоретическое и знание практическое. "Многодумы" читают умные "источники" и презирают обывателей. Обыватели читают о том, как лечиться зверобоем и тратят деньги на заговоренные булавочки в переполненных залах многочисленных целителей. Где же та грань, которая отделяет истину от шарлатанства, тот баланс между непростой теорией и практическим применением, который позволит уяснить, для чего все это? Для чего когда-то было дано знание Аюрведы - чтобы жить или чтобы "казаться"? Оставлен ли странник беспомощным на дороге выбора или кандидату в ученики оставлены какие-то направляющие его знаки?

Человеческая жизнь драгоценна. Мы обладатели полноценного тела и ума, а с ними - совершенных возможностей. Мы можем встречать учителей, получать учения, перед нами жизнь, предоставляющая нам свободу выбора духовного пути. Мы знаем, что для духовного пути и для осушествления нашего желания помогать другим необходима практика. Мы также знаем, что жизнь быстро пролетает, что от смерти нет спасения, и все же в повседневной суете мы можем практиковать столько, сколько хочется. Если сделать жизнь осознанной. Благодаря практике можно научиться лучше осознавать каждое мгновение жизни. При этом свобода и гибкость постоянно возрастают, и мы начинаем меньше зависеть от привычных мыслей и отвлекающих факторов. У нас развивается устойчивое и четкое присутствие, которое позволяет нам более умело выбирать правильную реакцию на то, что происходит, - реакцию, благотворную для окружающих и для нашего собственного духовного роста. Постепенно развивается постоянное осознавание, которое позволяет нам сохранять полную осознанность. Наилучший подход к получению духовных учений в устном или письменном виде - "выслушать, обдумать, пережить", то есть умом понять сказанное, сделать вывод о том, что оно означает, и осуществить его на практике. Если подходить к освоению учений именно так, то процесс обучения будет непрерывным и неуклонным, если же остановиться на уровне рассудка, это может стать препятствием для практики. Слушая или получая учения, хороший ученик должен походить на стену, намазанную клеем: брось на нее траву - пристанет. Плохой же ученик похож на сухую стену: что ни брось, упадет на пол. Получив учения, не стоит их терять или тратить впустую. Нужно хранить учения в своем уме и работать с ними. Учения, не проникнутые пониманием, - все равно что травинки, брошенные на сухую стену: они падают на пол, и о них забывают. Прийти к выводу относительно смысла учений - все равно что включить свет в темной комнате: скрытое становится явным. Это ощущение удовлетворения, когда все встает на свои места и обрывки знаний сливаются в единое целое. Оно отличается от чисто рассудочного понимания тем, что мы действительно знаем это, а не просто слышали. Например, если нам скажут, что в комнате есть желтые и красные подушки, это пример рассудочного понимания: ведь если мы войдем в комнату в темноте, то не сможем различить цвета подушек. Постичь смысл - все равно что включить свет: мы сами видим, где желтое, а где красное. Учение - уже не просто нечто такое, что мы можем пере-сказывать: оно стало частью нас самих. "Осуществить на практике" - значит превратить то, что было понято умом: получено, обдумано и осмыслено - в непосредственное переживание. Это все равно что попробовать соль на вкус. Можно говорить о соли, знать ее химический состав и т. д., но непосредственное ощущение вкуса соли возникнет у вас только тогда, когда вы ее попробуете. Это ощущение невозможно получить рассудочным путем, его невозможно передать словами. Если мы попробуем объяснить его человеку, который никогда не пробовал соль, он не сможет понять ощущение, которое испытали мы. Если же мы говорим с тем, кто уже имел это ощущение, то оба знаем, о чем идет речь. Так и с учениями. Именно так следует их осваивать: прочитать или выслушать, обдумать, прийти к выводу относительно смысла и обрести этот смысл в непосредственном переживании. В Тибете, чтобы сделать новые кожи мягкими, их натирают маслом и кладут на солнце. Практик - все равно что новая кожа: жесткий и неподатливый, с узкими взглядами и твердыми установками; учение - все равно что масло, проникающее внутрь благодаря практике, а непосредственное переживание - все равно что солнце: когда присутствуют оба фактора, практик становится мягким и податливым. Но в кожаных мешках хранят и масло. Если продержать его в таком мешке несколько лет, кожа задубеет как дерево и ее уже не размягчишь, сколько ни натирай маслом. Того, кто много лет занимается лишь умствованиями и не получает практических переживаний, можно сравнить с такой задубевшей кожей. Учения могут размягчить жесткую кожу неведения и обусловленности, но если хранить их в уме, не втирая практикой и не подогревая непосредственным переживанием, человек может закоснеть в своем интеллектуальном понимании. Тогда новые учения не смягчат его, не проникнут сквозь грубую кожу и не смогут его изменить. Нужно стараться не накапливать учения только как рассудочное понимание, чтобы это рассудочное понимание не стало препятствием к Знанию. Учения - это не умные мысли, которые можно коллекционировать, а путь, по которому нужно идти.

на главную страницу

© Юлия Сорокина, 2004-2005 - сайт о Чарака самхите
(в данном случае - не без помощи Н.Н. Ринпоче:)..

Уважаемые господа, автор сайта - культуролог; не является врачом, не практикует, не консультирует, не уполномочена решать вопросы вашего здоровья, не рекомендует препаратов и не продает их. Пожалуйста, не обращайтесь с этими вопросами.

Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга

Хостинг от uCoz