Обряд посвящения в Чарака самхите - фрагмент из Ваманастханы

Статья о традиции обучения
Чжуд Ши о качествах лекаря
Цель врача в аюрведической традиции



 

Фрагмент из "Виманaстханы"
о качествах ученика и этике врача

[13]. Теперь, в присутствии огня, брахманов и врачей, учитель должен произнести следующее наставление: "Ты должен жить, соблюдая целомудрие, носить бороду и усы, говорить правду, не употреблять мяса, использовать чистые вещи, способствующие развитию ума, не испытывать зависти, и не носить оружия. Ты всегда должен повиноваться моим словам, за исключением тех случаев, когда они могут вызвать гнев правителя, привести к смерти, величайшей несправедливости и подобным великим несчастьям. Ты должен подчиняться мне, считать меня наставником, быть покорным и поступать так, чтобы угодить мне и принести пользу. Ты должен жить в моем доме, будучи сыном, слугой и просителем.
Ты должен двигаться лишь с моего разрешения, и ни в походке, ни в движениях твоих не должно быть гордыни, а лишь внимательность, сосредоточенность, смирение и постоянная бдительность. Если возникает необходимость выехать, прежде всего ты должен позаботиться о том, чтобы собрать в дорогу учителя. Если, стремясь постигнуть медицинскую профессию, ты хочешь достичь успеха в работе, богатства, славы и небес после смерти, ты должен всегда думать о благе всех живых существ, почитая прежде всего корову и брахмана. Ты должен прилагать все усилия для сохранения здоровья пациента всеми возможными способами. Ты не должен покидать пациента или плохо думать о нем даже ценой своей жизни. Даже в мыслях своих ты не должен желать чужой жены или чужого имущества. Твоя одежда и вещи должны быть скромны. Ты должен быть смиренным. Ты не должен злоупотреблять спиртными напитками, совершать грехи и общаться с неправедными людьми. Твоя речь должна быть мягкой, чистой, справедливой, благодарной, правдивой, достойной, полезной и умеренной. Ты всегда должен учитывать место и время, обладая хорошей памятью и постоянно стремясь к всемерному увеличению знаний и их совершенству. Ты никогда не должен назначать лекарства тем, кого ненавидит царь или тому, кто ненавидит царя, тем, кто болен слишком тяжело, преступникам, людям с неуравновешенным поведением и злого нрава, не владеющим собой и потакающим своим грехам, тем, кто близок к смерти, а также женщинам в отсутствии их мужей или опекунов. Ты никогда не должен принимать пищу, предлагаемую женщиной без разрешения на то ее мужа или опекуна. Входить в дом пациента следует вместе с человеком, близким к этому дому (и которому дозволено входить в дом), будучи хорошо одетым, склонив голову, запоминая происходящее, будучи спокойным, внимательным, двигаясь должным образом. Находясь в доме пациента, ты не должен говорить ни с кем, кроме пациента, думать о чем-либо, кроме его блага и направлять внимание на что-либо, кроме его тела. Ты не должен разглашать ничего из увиденного в доме пациента, и даже зная о том, что жизнь его подошла к концу, ты не должен говорить об этом там, где это может причинить вред ему или другим людям. Даже если знания твои достаточны, ты не должен хвалиться ими чрезмерно, поскольку хвастовство раздражает людей даже тогда, когда для него есть основания.
[14]. Нет конца Аюрведе (науке жизни), поэтому нужно посвящать себя ей постоянно, не допуская небрежности. Далее нужно учиться, не ревнуя к знаниям других, даже если они недоброжелательны к тебе, потому что для мудрого человека весь мир - учитель, тогда как для неразумного человека весь мир - враг. Следовательно, мудрому человеку, по должном размышлении, следует выслушать и принять совет, который несет благо, известность, долголетие, силу и славу, даже если он дан врагом. После того учитель говорит ученику: - Ты должен всегда надлежащим образом почитать богов, огонь, брахмана, наставника, старших, равно как и учителя, чтобы этот огонь, воскурения, пища, драгоценности, зерно и вышеупомянутые боги благословили тебя процветанием, в ином же случае они проклянут тебя. Когда учитель сказал так, ученик должен ответить: "да (я буду действовать соответственно)". Если ученик следует наставлениям, его следует обучать; в ином же случае - отвергнуть. Учитель, обучающий такого достойного ученика, получает вышеупомянутые плоды учения и сможет радовать себя и самого ученика другими неупомянутыми благодатными качествами.

(Чарака самхита. Виманастхана)
Перевод Ю. Сорокиной

на главную страницу
© Юлия Сорокина, 2004-2005
Копирование, цитирование и размещение материалов - пожалуйста, со ссылкой на сайт

Уважаемые господа, автор сайта - культуролог; не является врачом, не практикует, не консультирует, не уполномочена решать проблемы вашего здоровья, не рекомендует препаратов и не продает их. Пожалуйста, не обращайтесь по этим вопросам.
контактные адреса:
charaka@inbox.ru
dhanvantari@bk.ru

Rambler's Top100


Хостинг от uCoz